Вопросы питания

Вопросы питания Далее »

Детская безопасность

Детская безопасность Далее »

Права ребенка

Права ребенка Далее »

Обязанности родителей

Обязанности родителей Далее »

Советы по адаптации малышей

Советы по адаптации малышей Далее »

 

Экологическая страничка

   Указ_о_проведении_года_экологии 

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».                                                           

В. А. Сухомлинский

Календарь экологических дат 2017

2010-2020 — Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием

2011-2020 — Десятилетие биоразнообразия

Январь

11 — День заповедников и национальных парков (с 1997г.)

29 — День мобилизации против угрозы ядерной войны (с 1985г.)

Февраль

1 — Дни памяти погибших защитников животных (с 2009г.)

2 — Всемирный день водно-болотных угодий (с 1971г.)

19 — Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) (с 1986г.)

Март

1 — Всемирный день кошек

3 – Всемирный день дикой природы

14 — Международный день действий против плотин в защиту Рек, Воды и Жизни (с 1998г.)

15 — Международный день защиты бельков (с 1986г.)

20 — День Земли (с 1971г.)

21 — Международный день леса (с 1971г.)

22 — Всемирный день водных ресурсов (День

воды)

22 — Международный день Балтийского моря (с

1986г.)

23 — Всемирный метеорологический день и День

работников Гидрометеорологической службы

России (с 1961г.)

Апрель

1 — День птиц (с 1994г.)

7 — Всемирный день охраны здоровья (с 1948г.)

12 – образован природный парк «Гагаринский» ( 2007 г.)

15 — День экологических знаний (в рамках экологических дней)

15 – Создан Национальный парк «Смоленское Поозерье» (с 1992г.)

18 – Международный День охраны памятников и исторических мест (с 1984 г.)

19 — День подснежника (с 1984г.) Операция «Первоцвет» в России

22 — Всемирный день Земли (международная экологическая акция) с 1990 г. в России апрель —

Марш парков (Международная акция по оказанию поддержки особо охраняемым природным

территориям России и сопредельных стран)

24 — Всемирный день защиты лабораторных животных (с 1979г.)

26 — День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (с 1986г.)

28 — День борьбы за права человека от химической опасности (День химической

безопасности) (с 1997г.)

Май

3 — День солнца (с 1994г.)

Вторая суббота — Всероссийский день посадки леса (с 2011г.)

12 — День экологического образования (с 1992г.)

15 — Международный день климата (с 1992г.)

15 мая -15 июня — Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов (по инициативе

Российской сети рек)

20 — День Волги (с 2008г.)

22 — Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)

31 — Всемирный день без табака (Всемирный день против курения) (с 1988г.)

Июнь

Первый выходной — Международный день очистки водоемов (с 1995г.)

5 — Всемирный день охраны окружающей среды (с 1972г.)

5 — День эколога (с 2007г.)

8 — Всемирный день океанов (с 1992г.)

15 — День создания юннатского движения в России

17 — Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами (с 1995г.)

21 – Международный день цветка

27 — Всемирный день рыболовства (с 1985г.)

Июль

4 – Международный день дельфинов – пленников (с 2007г)

11 — Международный день народонаселения (с 1989г.)

Второе воскресенье — День действий против рыбной ловли

23 — Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.)

Август

6 — Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы)

9 – Всемирный день коренных малочисленных народов мира

Третья суббота — Международный День бездомных

животных

26 – День Байкала

Сентябрь

Второе воскресенье — Всемирный день журавля

11 — День рождения Всемирного фонда дикой природы

(WWF) (с 1961г.)

15 — День рождения Гринпис (с 1971г.)

Третье воскресенье — День работников леса, Российский День леса (с 1980г.)

16 — Международный день охраны озонового слоя (с 1994г.)

22 — День без автомобиля. Европейский день пешеходов (с 1998г.)

27 — Всемирный день туризма (с 1979г.)

Последняя неделя — Всемирный день моря (с 1978г.) 

Неделя в сентябре – Всемирная акция « Очистим планету от мусора»

Октябрь

Первые выходные октября — Международные дни наблюдения птиц

1 — Всемирный вегетарианский день (с 1977г.)

2 — Всемирный день сельскохозяйственных животных

4 — Всемирный день защиты животных (в России с 2000г.)

5 — День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. Всемирный союз

охраны природы)

6 — Всемирный день охраны мест обитания (с 1979г.)

Вторая среда — Международный день по уменьшению опасности стихийных действий (с

1999г.)

14 — День работников государственных природных заповедников (с 1999г.)

31 — Международный день Черного моря (с 1978г.)

Ноябрь

1 — День образования Российского экологического союза

6 — Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны

и вооруженных конфликтов

9 — День антиядерных акций

11 — Международный день энергосбережения (с 2008г.)

12 — Синичкин день (Исконно русский праздник — День встречи зимующих птиц)

Декабрь

3 — Международный день борьбы с пестицидами (с 1984г.)

5 — Международный день добровольца (волонтера) (с 1985г.)

10 — Международный день акций за принятии Декларации прав животных

11 — Международный день гор (с 2003г.)

15 — День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) (1972 г.)

29 — Международный день биологического разнообразия (с 1994г.)

У Бориса  Заходера  есть замечательные стихи:

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, —

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море — Аральское. Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера — это наш общий дом, а животные и растения — наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет,  нужно относится бережно.

Помни простые правила поведения в природе:

Не лови и не приноси домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

Не убивай никаких змей — они тоже нужны природе. ( Если , конечно, никому не грозит смертельная опасность).

Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.

Не разоряй в лесу муравейники, муравьи — санитары леса.

Не ломай веток на деревьях.

Не оставляй за собой мусор на природе.

Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека еще много-много веков.

Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озерах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.

Цитаты великих людей:

*Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире  В. Бианки

*Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. (Гарин-Михайловский)

* Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А.И.Герцен

*Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда  и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев

*Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, им самим. Д.С. Лихачев

*Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книг. М.В. Ломоносов

*Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы. Д.И. Писарев

*Охрана окружающей среды – это многогранный и сложный процесс, в котором принимает участие каждый человек. М. Пришвин

Экологические игры для дошкольников

«Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия: Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия: Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия: Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия: Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Сад — огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия: Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

— Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживойприроды. Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия: Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия: Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц. Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия: На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи — не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия: В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант: Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» — яблоко, второе «окно» — круг, третье «окно» — мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» — выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия: У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия: Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы. Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия: Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

  1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
  2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).
  3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
  4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
  5. От чего гусь плавает? (от берега).
  6. Чем до неба докинешь? (взглядом).
  7. По чему собака бегает? (по земле).
  8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
  9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
  10. За чем во рту язык? (за зубами)
  11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания). Развивать логическое мышление.

Игровые действия: Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

  1. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
  3. Помогу всем, у кого сломался будильник?
  4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
  5. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
  6. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
  7. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
  8. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один — медлительность.
  9. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
  10. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
  11. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
  12. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия: На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия: Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям. Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия: Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах. Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия: Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок — повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется «грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия: Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица — сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия: Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия: Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий. Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия: Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножатьприроду. Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия: Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).